Кросс-маркетинг - относительно новая технология, позволяющая привлекать потребителей по нескольким направлениям одновременно. Суть метода заключается в следующем: две или более компании организуют совместную акцию по продвижению своей продукции. При этом рекламируемые товары или услуги являются сопутствующими и как бы дополняют друг друга. Например, магазин спорттоваров и фитнес-клуб объединяются в одной акции, обмениваясь рекламой, даря подарки от компаньона, выпустив совместную дисконтную карту, действительную в обоих заведениях. Или магазин цветов предлагает для своих клиентов не только красиво оформленные букеты, но и подарочные наборы конфет, шоколад или скидку на покупку торта в соседней кондитерской, предварительно договорившись с ней о взаимовыгодном сотрудничестве.
Кросс-маркетинг имеет ряд очевидных преимуществ:
•сокращение рекламных затрат ввиду совместного проведения акций
• установление долгосрочного сотрудничества с компаниями из других сфер бизнеса
• активный отклик у потребителей, т.к. они могут получить двойную пользу
• эффект от совместных кросс-акций вдвое больше, чем от акций по отдельности
• расширение сферы сбыта услуг либо товаров
• увеличение известности компаний, проводящих кросс-маркетинг.
Однако кросс-маркетинг приносит отличные результаты тогда, когда действия всех участников обдуманы и слажены. При использовании кросс-маркетинга партнерам необходимо договориться об условиях проведения акции, найти взаимопонимание, обсудить все возможные нюансы, обговорить способы рекламы, объемы финансирования, совместное информирование и т.д. При проведении кросс-маркетинга важно соблюдать несколько условий. Одно из них уже упоминалось - это должны быть дополняющие друг друга товары. Далее - товары должны быть направлены на одну целевую аудиторию. Например, продвижение алкоголя несовместимо с товарами для здоровья, зато прекрасно подойдет для раскрутки кафе, клубов, развлекательных мероприятий. Следующее условие - товары должны относиться к одной ценовой категории: эконом, масс-маркет или люкс. В противном случае, совершенное несовпадение целевых аудиторий не приведет к ожидаемому результату.
Еще одно условие - рекламируемые товары не должны конкурировать между собой. Кросс-маркетинг активно применяется в продвижении различных товаров и услуг. И в продовольственной сфере он используется не менее активно. И если масштабных кросс-акций пока не видно, то предложения сопутствующих товаров в супермаркетах, которые можно назвать кросс-продажами, встречаются на каждом шагу. И главное - это не воспринимается потребителями как реклама или навязанный товар. Более того, они благодарны за такое организованное удобство. Все просто - сопутствующие товары располагаются рядом, даже если основное их размещение происходит в другой зоне магазина. Например, пиво соседствует с чипсами, орешками и другой снековой продукцией; рядом с кофе располагают сливки; чай находится в непосредственной близости от печенья и конфет; возле стеллажей с алкоголем размещаются стойки с конфетами и шоколадом. Ведь это так удобно - "классический" набор из вина и конфет предлагается сразу, и даже если не планировалось ничего покупать к вину - вдруг появляется идея, что это весьма удачное дополнение, и вот уже коробка шоколада у покупателя в руках.
Как разновидность кросс-маркетинга известен и кросс-пиар. Когда для раскрутки определенной марки привлекается известное лицо, популярное у интересующей эту марку аудитории.