Нередко многие из нас сталкивались с тем, что расположение сотрудников в офисе крайне неудобно. Кто его знает почему, но неудобно и все. Очередной раз и я задумалась над вопросом правильной рассадки сотрудников в офисе.
Мало кто при рассадке сотрудников в офисе задумывается как правильно расположить рабочие места сотрудников различных подразделений и различного функционала, чтобы это было не только удобно, но и приводило к лучшей результативности работы. Единственный принцип рассадки, который мне довелось наблюдать – это разделение по подразделениям согласно структуре и штатному расписанию, и подбор помещений под численность.
Читаю изыскания в одном уважаемом источнике на эту тему, и смеюсь в слезы)) Оказывается, системное мышление, без которого в нашем деле никуда, некоторых доводит до крайностей!)) Да еще до каких!
Привожу перечень обнаруженных принципов разделения сотрудников в помещении офиса (даже и не подозревала, что такой классификатор существует)):
1. По кастам (руководителей отдельно, всех остальных в open space, чтобы одни другим не мешали);
2. Тематический (по проектным группам);
3. Микс (смешать в одном помещении сотрудников из разных подразделений. Пускай бухгалтера пососедствуют с менеджерами, может тогда они поймут, что работа в тихой бухгалтерии - это рай по сравнению с тем, как приходится работать в окружении болтливого "продающего" персонала, который то клиентов "поддерживает" по громкой связи, то вовсю обсуждает продуктовую новинку для продаж, норовя нарисовать макет на обратной стороне годового отчета главбуха);
4. Психологический (рекомендуется для «внимательных» и «чутких» руководителей, готовых собрать в одном кабинете сотрудников находящихся «на одной волне», а в другом кабинете сотрудников находящихся «на другой волне»)
5. Антагонистический (рекомендован для прекращения вечной болтовни не по делу и сплетен. Поместите в одну комнату с ними кого-то из начальства - какого-нибудь зама или зама зама. Или же смешайте ярых противников, болельщиков "Спартака" и "ЦСКА", и переживите пару недель боев не на жизнь, а на смерть. Если переживете – болтовня и сплетни канут в лету).
При этом, чтобы получить алгоритм рассадки, на выбранный принцип еще нужно наложить способ рассадки. Способы рассадки предлагаются следующие:
1. «как в школе»;
2. «елочка»;
3. «по периметру»;
4. «креативный».
Описание способов рассадки – это отдельная история, по поводу чего, по всей видимости копий поломано нимало.
Изучив концепции, далее источник рекомендует составить наиболее продуктивный для деятельности "портрет" офиса, в зависимости от того результата, который вы хотите получить. И в завершение, следует рекомендация психологов, на которую всем настоятельно рекомендуется обратить особое внимание – это "тасовать" колоду сотрудников и делать перестановку каждые три месяца, дабы избежать "застоя" в офисе. Правда, предостерегают, ссылаясь на некоторые крупные корпораций, у которых были прецеденты, когда постоянные пересадки персонала, количество которого перевалило за 600 привели к тому, что люди уже сами не помнили кто где сидит. Но зато начальство всегда было при работе - пройти все уровни корпоративного тетриса, и собрать из него пазл под силу только руководству с железной выдержкой!!.
Почитала-посмотрела на все это, и пришла к выводу, что при рассадке сотрудников в офисе нужно руководствоваться исключительно принципом разумности и целесообразности. Очевидно, что продавцы не должны сидеть в одном кабинете со снабженцами, логистами, складскими. Бухгалтерам, экономистам, финансистам, сметчикам и инженерам нужна спокойная атмосфера, чтобы иметь возможность максимально сосредоточиться, так как цена ошибки высока. Руководитель активных продавцов и руководитель подразделений, работающих с клиентами и поставщиками должны быть на одной территории со своими бойцами, так как постоянно в режиме нон-стоп решаются вопросы. А Топ-менеджерам нужны отдельные кабинеты, как ни крути. В общем, все оказалось очевидно и просто после попытки углубиться в науку.
Автор: Уколова Ольга Геннадьевна