Что такое маркетинг

Маркетинг - действия на рынке (буквально), приводящие к заданным KPI. Конкретный результат по развитию и продвижению - это ядро того, что дает маркетинг.

Теоретических понятий данного термина много и вы без труда найдете пару сотен таких в интернете. Изначально, он был введен Котлером в его книге «Основы маркетинга», которая впервые была опубликована в уже далеком 1984 году и с тех пор переиздавалась 9 раз. В Россию она попала в 1990м году и сразу стала бестселлером. Современный маркетинг является заменой плановой экономики и включает в себя комплекс направлений и технологий, позволяющих развивать бизнес и максимизировать его прибыль.

 

Маркетинговая экспертиза

Для подобного движения необходима маркетинговая экспертиза. Что дает маркетинговая экспертиза? Маркетинговая экспертиза - это обладание определенными техниками, технологиями, компетенции и навыками успешных практик в области маркетинга, продвижения и управления маркетинговыми бизнес-процессами. Маркетинговая экспертиза необходима как в проектах на ранних стадиях развития (START-UPах), так и в крупных холдинговых компаниях.

Аналитическая и экспертная оценка маркетинга влияет на ключевые параметры: выбор рынка, выбор и пересмотр товарного портфеля и направлений развития, сегментирование и фокусирования на тех или иных сегментах - это база маркетинга. Назначение ее состоит в грамотном и успешном продвижении бизнеса, его развитии на активных стадиях жизненного цикла, увеличения маржинальности, бизнес-войнах и прохождения по конкурентному фарватеру, обеспечению твердых позиций и подготовка и сопровождение продаж на максимуме возможного. К некоторым наработкам, знаниям и инструментам маркетинга мы настолько привыкли, что им без труда пользуются даже начинающие предприниматели. А ряд возможностей не известно не специалистам или сложно выполнимо без нужных компетенций.

 

Маркетинг - от мифов к результатам

market - означает рынок, и marketing - рыночная деятельность. Но деятельность нам нужна не любая, а приносящая прибыль или достигающая других целей: доли рынка или некоммерческих целях (в случае НКО).
Видов такой деятельности в маркетинге - очень много. Это огромный спектр, виды и инструменты которого могут быть подобраны сильными специалистами, которые могут разобраться практически в любом бизнесе.

Также очень важен в маркетинге подбор каналов продаж.

И там и там важными факторами является стоимость маркетинговых действий в соотношении к результату. Во многих бизнесах существует минимально необходимый результат, который дает конкретному бизнесу с его конкретной бизнес-моделью тот уровень доходности, который позволяет ему:
- существовать и функционировать;
- развиваться рыночными и достаточными темпами. 

Рынок движется. Развиваются конкуренты, появляются новые подходы и технологии, продукты-заменители. Как говорилось в крылатом выражении из «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла: "Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!". Вы когда-нибудь играли в монополию? Какая бы задача перед Вами не стояла: завоевание мира или уверенное функционирование семейного бизнеса, Вы упираетесь в маркетинг. 

 

Значение поддерживающего маркетинга: и почему первый рывок - это еще не прибыль

Маркетинг начинается с самого начала запуска бизнеса или определенного направления. Сначала идут тесты рыночных ниш, выявляются потребности потенциальных клиентов, создаются прогнозы будущих продаж, выявляются необходимые характеристики продукции или услуги, проверяется на избыточность. По мере разработки и запуска идет полное сопровождение доработок на протяжении всего жизненного цикла. Уточняются ниши, предложения, характеристики, развиваются каналы продаж, более четко попадают рекламные обращения.

Маркетинг сопровождает бизнес на всех следующих этапах:

- какой товар/услугу выпустить (предложить) с какими характеристиками (длина сосиски - это маркетинговый параметр);
- выбор рынков (где и кому продавать);
- как продавать (ценообразование, настройка систем продаж);
- какие потребности/свойства нужно реализовать;
- продвижение и рекламная кампания;
- сервисное обслуживание после совершения покупки. 

Обычно при успешной практике маркетинг дает уверенный и стабильный рывок: ряд операционных и финансовых показателей начинают улучшаться. На душе собственников и топ-менеджеров воцаряется благодать и где-то на этом этапе начинаются работы сворачиваться. Глаз замаливается, желание почивать на лаврах берет свое, процессы пускаются на самотек. А это приводит к постепенному падению уровня маркетинга.

Плюс накапливаются внешние изменения, рыночные изменения, меняются действия конкурентов и даже то, что ранее успешно действовало и приводило к тысячам обращений заинтересованных клиентов - медленно и неотвратимо перестает работать. Без регулярного обзора, что твориться "в полях" и поправках на дорожное движение маркетинг все меньше работает.

Заставить заработать маркетинг и сделать так, чтобы маркетинг принес отдачу - отдельная задача, на которую не всегда хватает времени. Один из способов вы можете посмотреть здесь.

 

Похожие статьи: 

Функции маркетинга

Виды маркетинга